Как сохранить бодрость тела и духа в любом возрасте

пресс-служба ДТСЗН 01.10.2020
dszn.ru/press-center/news/4596

Учёные много лет бьются над загадкой долголетия, пытаясь понять, как некоторые люди даже в почтенном возрасте умудряются сохранить бодрость тела и духа. У жительницы социального дома Евдокии Недельчик есть собственный взгляд на эту проблему, подкреплённый долгим жизненным опытом.

«Если соблюдать некоторые правила, то прожить много лет сможет каждый, — уверена женщина. — Для тела необходима зарядка, прогулки, движение, здоровое питание. Для ума — чтение книг, лучше ничего не придумано. А для души — хорошее настроение».

Семья Евдокии Ивановной переехала в Москву, когда девочке было полгода. Поэтому она считает столицу своим родным городом.

«Мой папа родом из Тульской области, всю жизнь он занимался сельским хозяйством и был зажиточным крестьянином, — рассказывает Евдокия Ивановна. — В конце двадцатых годов прошлого века папа переехал в Москву и устроился работать дворником. А через некоторое время, когда он получил жильё, к нему смогла приехать мама со мной и моими братом и сестрой. Так что с Москвой связано моё детство, а потом и вся жизнь».

Когда началась война, отец перевёз дочерей к родне в деревню, думая, что там они будут в безопасности. Старший брат девочек, которому на тот момент исполнилось семнадцать, уже отправился воевать.

Сестры радовались солнцу и хорошей погоде, пока в отдалении не начало громыхать. К Тульской области приближалась линия фронта.

«Когда наш отец узнал об этом, он договорился с машинистом поезда, отправлявшегося в нашу сторону, чтобы тот взял его в качестве кочегара, и таким образом добрался до нас, — вспоминает Евдокия Ивановна. — Обратно мы ехали тем же поездом, перевозившим уголь. Поскольку все пассажирские перевозки были уже остановлены, отец закопал нас в уголь. Только макушки и носы торчали. Папа велел сидеть смирно».

Когда поезд подходил к Москве, начался авианалёт. Девочки сидели, не шелохнувшись, и с ужасом видели, как бежали люди. А потом перед самым носом поезда взорвалась бомба и разворотила пути.

Когда все закончилось, отец забрал девочек. С трудом, на перекладных они всё же добрались до своей квартиры, где их встретила мама. Женщина даже сразу не узнала дочек, потому что они были чёрными от угольной пыли.

Всю войну сестры провели в городе, помогая взрослым: старшая сестра Шура закончила медицинские курсы и ухаживала за ранеными в госпитале, а младшая Дуся присматривала за малышами в детском доме. Параллельно девочки ходили в школу. Евдокия вспоминает, что то время было особенно тяжелым.

Но война закончилась, домой вернулись и отец, и брат, и можно было наконец вздохнуть спокойно. Евдокия закончила школу, поступила в техникум общественного питания, а потом в Плехановский институт. Экономист и бухгалтер по специальностям, она была ценным сотрудником. В Москве в 1961 году был построен и начал набирать сотрудников Кремлёвский Дворец съездов. Евдокию Ивановну пригласили туда на работу. До самой пенсии она проработала во Дворце экономистом.

Решение переехать в социальный жилой дом пришло ей и супругу почти в одно время, и они не стали долго раздумывать — подписали документы, собрали вещи и стали жителями одного из социальных домов в Митино.

«Я живу здесь уже более 20 лет и ни разу не пожалела о своём решении, — делится Евдокия Ивановна. — Когда болел мой муж, за ним здесь был такой уход, какого я в одиночку не смогла бы ему обеспечить. Теперь я осталась одна, но обслуживаю себя самостоятельно: хожу в магазины, делаю уборку, готовлю».

Евдокия Недельчик является членом Совета дома — общественного органа самоуправления, который контролирует жизнь дома и, по мере необходимости, решает насущные вопросы. Скучать Евдокии Ивановне некогда. А задумываться о своём возрасте — тем более.