Путешествие в прошлое

пресс-служба ДТСЗН 15.06.2020
dszn.ru/press-center/news/3835

За время нахождения на самоизоляции многие москвичи успели создать настоящие произведения искусства. Кто-то нарисовал картину, другой создал настенное панно, а житель социального дома Виктор Леднёв написал цикл очерков, который рассказывает о жизни русской северной деревни.

Подготовка текстов началась ещё до того, как был введён режим ограничений для москвичей старше 65 лет. И два месяца работа над очерками продолжалась.

«Произошло всё совершенно случайно, — вспоминает Виктор Николаевич. — В социальной сети „Одноклассники“ меня разыскала учительница сельской школы, в которой я когда-то учился. Оказалось, что нашей школе в прошлом году исполнилось 175 лет, а село Черевково Архангельской области, в котором я вырос, отметило 500-летний юбилей. И учительница попросила меня написать несколько страниц воспоминаний. Конечно, я с удовольствием согласился».

В произведениях, созданных Виктором Леднёвым, ― обаяние северной природы с её удивительными красками, простор необозримых далей и жизнь обычных людей, наполненная многочисленными событиями, горестями и радостями.

«Дедов дом строился с размахом, в два этажа, на большую семью... Дед с бабушкой в колхоз вступили, жить они остались в своём доме. Иной раз, особенно в войну, здесь до десяти человек собиралось. Взрослые на ночь располагались кто на лавках, кто на печке, дети устраивалась на полатях. Днём это внучатое поколение, не занятое посильными поручениями старших, устраивало на просторах дома игры и забавы, и шкодило, растаскивая красивые екатерининские ассигнации из бабушкиных сундуков» (из очерка «Дома и избы»).

Бывший житель Архангельской области, а ныне москвич рассказывает о том, как провожали мужчин на войну, а спустя четыре бесконечных года отмечали День Победы, как молотили зерно на току, как озорничали мальчишки, как влюблялись и женились, как мечтали и загадывали желания.

«Залезли мы на стожок сена недалеко от перевоза, улеглись... Боже мой! Звёзд на все наши желания по несколько раз хватит, то и дело чертят по небу, да падают-то скоро, загадать не успеваешь. Назагадывались, лежим, молчим, созвездия определяем, на Млечный путь смотрим, а он серебряной дымкой блестит, переливается, вроде как живой дышит. Смотрел бы и смотрел на это чудо вселенское...» (из очерка «Звездопад»).

«Я совершенно не собирался писать такое количество текстов, —рассказывает Виктор Леднёв. — Это получилось как-то само собой. Начинаешь вспоминать о своём детстве и юности, и кажется, что вот этот эпизод необходимо упомянуть, и другой не менее важен, и про друзей хочется рассказать, и какие-то бытовые подробности читателю могут быть интересны... Так и получилось, что вместо одного большого очерка я написал более двух десятков коротких рассказов о давно минувших днях».

Виктор Николаевич провёл в Черевково всё своё детство. Потом уехал в Архангельск, окончил там лесотехнический институт. И всю жизнь инженер Виктор Леднёв работал в разных концах Советского Союза. Его трудовая биография — это сюжет для ещё одной, не менее интересной серии очерков.

Но всегда Виктор Николаевич вспоминал далёкое село на Северной Двине, где прошло его детство и ранняя юность.

«Стою я сейчас мысленно на своём Никольском угоре, в излучине Двины: влево толпятся дома Черевково, а дальше где-то в дымке Ляхово, Тимошино, а вправо деревни почти до самого Пермогорья. Передо мной бесконечная зелень луга с веретьями, заросшими кустами калины, смородины, ольхи, ракиты, лента реки, и затем взгляд упирается в Толоконку — высокий песчаный берег Двины...» (из очерка «Деревня Большая Вахнёвская»).

За два месяца самоизоляции, что Виктор Николаевич провёл в своей квартире, эта работа была закончена, все очерки отредактированы и доведены до совершенства.

И кто знает, возможно, эти чудесные заметки когда-нибудь будут опубликованы и найдут своих читателей.