Мне есть что вспомнить в прошлом и есть чему порадоваться в настоящем...

Новый пенсионер 01.02.2020
www.pencioner.ru/news/zolotoy-zapas-rossii/uroki-voyny-istoriya-veterana-galiny-kozhevnikovoy-iz-sotsialnogo-doma/

«Уроки войны»: история ветерана Галины Кожевниковой из социального дома

Галина Михайловна – не просто красивая и уверенная в себе женщина, которая выглядит гораздо моложе своих лет: она ветеран войны, труженик тыла и свидетель событий почти 80-летней давности. Галина Кожевникова наблюдала, как жили и боролись за победу жители Москвы в годы Великой Отечественной войны, и сама принимала участие в этой тяжёлой борьбе.

Когда началась война, Гале Кожевниковой было четырнадцать лет. Роковой день 22 июня застал её под Курском.

«Летом сорок первого года я с двумя тётками и двоюродным братом поехала к бабушке под Курск, – рассказывает Галина Михайловна. – В нашей семье подозревали, что в стране неспокойно, и мужчины приняли решение отправить женщин и детей подальше от Москвы. Пятнадцатого июня мы приехали в бабушкин дом, а двадцать второго всё и началось. Я хорошо помню охвативший меня ужас, когда тётя сказала: «Война!» Показалось, будто сердце остановилось, я дышать не могла от страха. Но взрослые успокоили меня, объяснив, что всё это далеко, что немцы до Москвы не дойдут, а наши войска быстро разобьют врага… Никому и в голову не могло прийти, что совсем скоро мы станем беженцами».

Фронт продвигался быстро, военные события развивались с пугающей скоростью, и стало понятно, что уютный бабушкин дом вовсе не является тихой гаванью, где можно переждать трудные времена. Когда в небе начали появляться немецкие самолёты, семья поняла, что оставаться здесь нельзя.

«Первого октября мы влились в поток беженцев, – вспоминает Галина Михайловна. – Люди брали с собой только самое необходимое. Уже через несколько дней у нас закончился запас еды, одежда и обувь пришли в негодность. Люди были истощены и напуганы. Шли пешком, потому что никакого транспорта не было – всё отдано фронту. Мы не знали, в какой город идём, просто двигались все вместе на восток».

По тем же дорогам шли обозы с ранеными. Беженцы и вышедшие из боёв воины сопровождали их. Семью Галины Кожевниковой солдаты взяли под опеку: женщин и детей посадили на машины, но за это они должны были следить за тем, чтобы смертельно уставшие водители не засыпали прямо в пути.

«Война с самого начала показала мне свой чудовищный облик, – говорит Галина Михайловна. – Я видела, как страдали раненые, как прямо в пути умирали люди, как голодали беженцы. Смерть шла с нами одними дорогами. Вынести это человеку, а тем более ребёнку, трудно».

Семья добралась до железной дороги, а там им удалось сесть на состав, который вёз раненых в Москву. Обязанностью женщин было кормить раненых и ухаживать за ними, Галя с братом разносили еду – работа нашлась для всех.

За несколько дней поезд добрался до Москвы. Но своего города они не узнали. Они въехали в город 16 октября. В то время по столице ходили слухи, что столицу сдают немцам. В Москве начались погромы, беспорядки, появились мародёры.

«Наша квартира была разграблена, – вспоминает Галина Кожевникова, – точно так же, как многие дома, магазины, склады. Мы приехали в разруху – без дров, питания, одежды. Маленький огородик, который был у нас в Царицыно, тоже опустел – выкопали всё. Надо было как-то устраивать свою жизнь».

Семиклассница Галя решила, что ей, как и многим её ровесницам, надо идти работать, и она отправилась устраиваться мотальщицей на фетровую фабрику. Но девушке предложили работу в школьной столовой. Она должна была резать хлеб на маленькие кусочки и разносить по классам. Директору удалось выхлопотать для учеников дополнительное питание, которое немного поддерживало ребят.

«Это было моей самой первой работой. Правда, сил было маловато, и хлеб мне помогала резать сотрудница школы тётя Маша. Она же иногда совала мне горбушку, и ничего вкуснее я в жизни не ела!»

А война всё шла, терзая страну, и Галя решила, что без её помощи страна не обойдётся. В сентябре 1943 года она поступила учиться в медицинское училище. В первой половине дня у студентов шли занятия, во второй – работа в госпиталях. Первокурсницы выполняли самые простые обязанности санитарок. На втором курсе девушки уже обрабатывали несложные раны и разносили лекарства, на третьем — делали инъекции и перевязки. И к концу учёбы становились отличными фельдшерами.

Все военные годы Галина помогала стране в госпиталях, выхаживая раненых. Вечерами и ночами она перевязывала, делала уколы, мыла, писала письма, переодевала и успокаивала пациентов, а многих провожала в последний путь.

«Страшный и тяжёлый опыт я получила в годы войны – и когда шла с беженцами и ранеными, и позднее, работая в госпиталях, – поделилась Галина Михайловна. – Мне пришлось слишком часто видеть смерть. Судите сами, вот передо мной человек 20 лет от роду, и я знаю, что его ждёт в ближайшие часы – и ничем не могу помочь. За те годы я увидела столько боли, крови и отчаяния, что не смогла в дальнейшем связать свою жизнь с медициной, несмотря на полученное образование».

После войны Галина Кожевникова закончила педагогический институт и всю жизнь потом проработала в школе МВД, преподавая географию и историю. Взрослые ученики, которые получали образование в этой школе, её просто обожали. Однажды бывший ученик встретил Галину Михайловну, уже пенсионерку, в парке на прогулке и бросился обнимать учительницу, крича своим друзьям: «Смотрите, это мой командир!»

Сегодня Галина Михайловна живёт в социальном жилом доме, окружённая заботой и вниманием. Здесь у неё есть всё необходимое для комфортной жизни: отдельная квартира, медицинский уход, услуги социальных работников, круглосуточная охрана. Досуг для жителей здесь организован как нельзя лучше: в доме проходят концерты и выступления, работают кружки по интересам, желающие могут отправиться на экскурсии.

«Я прожила великолепную, счастливую жизнь, — считает Галина Михайловна. – Работа для меня всегда была праздником, я любила своих учеников, и они меня обожали. Каждый день был наполнен событиями, да и сегодня я не скучаю. Поэтому мне есть что вспомнить в прошлом и есть чему порадоваться в настоящем».